Кабели Акустический кабель Кабели и их значение Кабель это компонент Выбор кабеля Проводник из алюминия ›››
Акустические кабели и их значение в звуке        
В конференции iXBT часто поднимаются разговоры об акустических кабелях и их влиянии на звук. Я попытаюсь изложить свое скромное мнение по этому, насущному для многих вопросу.
Вопрос: "Имеет ли большое значение качество акустического кабеля?"
Качество кабеля в аудиофильском смысле этого слова, как правило, имеет некоторое значение на качественной же аппаратуре.
Но именно качество, а не цена. Имеет значение собственно проводник, навивка жил в случае комбинированной конструкции кабеля... Тем, кто считает, что "чем толще кабель, тем лучше", я отвечу, что лучше именно разумный здоровый оптимум, а емкостные и индуктивные свойства кабелей меняются при значительном увеличении диаметра.
Если считать кабель линейным элементом цепи, то, конечно, все в порядке, но все же акустический кабель точнее будет считать четырехполюсником, фильтром с распределенными параметрами.
Скептикам, справедливо вспоминающим при этом о спутниковых кабелях с низкими потерями и о соответствующих частотных диапазонах, где эти потери являются значимыми, будет интересно узнать и о некоторых особенностях физиологии слухового аппарата - он способен уловить смещение барабанной перепонки на глубину, меньшую, чем диаметр водородного ядра!
Интересно и то, что зачастую слушатель, с одной стороны, способен проигнорировать очень высокие уровни искажений исходного сигнала (гармонические низших порядков), с другой - способен уловить их при значениях, зачастую недоступных приборам, в отличие, скажем, от видео. Если говорить об органах чувств, то динамический диапазон, доступный уху - 135 дБ - можно сравнивать только с обонятельным аппаратом, настолько же чувствительным.
А вот длина кабеля действительно, чем меньше, тем лучше - при этом и индуктивность и емкость кабеля снижаются, меньше влияние на звук, легче работать усилителю, меньше потерь. Многие изысканные очень дорогие кабели с большой толщиной (или ленточные) могут заметно искажать звуковой сигнал. Поэтому иногда с такой же вычурной аппаратурой для снобов они могут давать различные интересные эффекты, которые могут быть приняты иногда и за заметное улучшение - "звук, заметно изменился, стал другим если это связано с установкой очень дорогого кабеля, то, наверное, улучшился". Простой расчет на психологию покупателя.
Кабели с минимальным влиянием на сигнал чаще всего стоят относительно недорого, но все же, цена заметно отличается от стоимости трансформаторных или проводов от стиральных машин.
Для ВЧ-громкоговорителей, как правило, лучше подойдет одножильный, относительно тонкий OFC (можно и серебряный, хотя в смысле проводимости разница копеечна, чего не скажешь о стоимости) например провод (сечением 0,5-1 мм), здесь важна равномерность кристаллической решетки.
Для НЧ-диапазона достаточно толстый и, скорее всего, многожильный (меньше нарушается при изгибах кристаллическая решетка, меньше неоднородность, меньше нагрев) кабель (например, сечением 2-3 мм или чуть больше, для передачи тока, допустим, до 5А и нижней эффективной частоте 30 Гц).
Для СЧ же лучше выбрать золотую середину. Все это имеет большое значение при подключении Bi-Amping, когда между выходными клеммами усилителей и самими динамиками ничего нет, а усилитель используется многополосный с кроссовером на входе. В случае использования пассивных фильтров между усилителем и многополосной акустической системой (типовая схема подключения) влияние акустических кабелей становится мизерным - фильтры вносят намного больший вклад в искажения сигнала, особенно, если эти фильтры высоких порядков, хотя характер искажений и различается.
Также, по моему мнению, имеет смысл избегать использования кабелей из неоднородного материала, например, медных посеребренных кабелей, хотя кому-то нарочитое подчеркивание высших звуковых частот (обычно возникающее в таком случае) может показаться пикантным (тем более, если АС исходно "глуховаты").
Но мы говорим именно о снижении влияния этого звена тракта на звук. Лучше, если кристаллическая решетка является однородной.
Стоит помнить и о том, что даже качество соединений (не забываем про значительные токи в выходном звене тракта) обычно является уже более критичным, чем сам кабель. Кроме того, на выходе недорогих усилителей (например, в составе музыкальных центров) могут стоять дополнительные элементы для повышения стабильности работы усилителя и препятствующие выходу усилителя в нештатный режим или из строя - небольшая, включенная последовательно выходу индуктивность (снижающая риск самовозбуждения) и/или параллельно выходу небольшая емкость, шунтирующая выходные цепи. Эти элементы также могут нивелировать зависимость от акустических кабелей.
Наверное, поэтому не стоит искать черную кошку в черной комнате и вдаваться в крайности - подключать акустические системы проводом, оторванным от куска старой электрической проводки или наоборот, вычурным кабелем большой стоимостью - потратьте ваши деньги лучше на хорошую акустику, усилитель или на любимые мелодии. Может быть, вы вспомните о помещении, где вы слушаете музыку - скорее всего, обычный ковер или тяжелые плотные шторы могут дать, куда больший эффект, чем самые дорогие провода в мире. Или просто купите себе массивное кресло, в котором вы сладко утонете под звуки любимой мелодии.
Написано: 15.06.2001 Игорь Илларионов
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2016. Разрешается использование материалов при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800